Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годы
Агентство госуслуг: поход по инстанциям отменяется

Ровно год назад при Министерстве юстиции было создано Агентство государственных услуг, обеспечившее совершенно новую модель взаимодействия между государственными органами и населением.

В настоящее время в республике функционирует 201 центр, оказывая более ста видов госуслуг как для физических, так и юридических лиц. По принципу «одно окно» граждане могут оперативно получить все необходимые справки и документы, а также информационную и консультативную помощь. Это значительно облегчает доступ населения к такого рода услугам, экономит их время и средства, самое главное — все прозрачно и открыто. 

К примеру, предприниматели в центрах могут не только пройти регистрацию, но и получить лицензию, разрешение на подключение к инженерным коммуникациям, на проведение строительных работ, привлечение иностранной рабочей силы. Немало  проблем здесь решат и рядовые граждане. К примеру, устроить ребенка в детский сад или  встать на учет для получения пенсии, получить ИНН, справку о прописке и так далее. До 2020 года планируется увеличить число госуслуг до 160.

Для того чтобы лучше изучить ситуацию, мы посетили Мирабадский центр оказания государственных услуг. С утра до позднего вечера здесь кипит работа. Граждане положительно оценивают деятельность центра. 

—  Работаю в торговом бизнесе вот уже пятнадцать лет и могу отметить, что создание таких центров стало весьма важным и существенным подспорьем для предпринимателей,— отмечает Кахрамон Ташев. — Для бизнесмена принцип «время — деньги» имеет буквальное значение, особенно в торговой сфере. Раньше мне приходилось тратить немало времени и средств на оформление документов, ходить по разным инстанциям. Теперь же все необходимые справки и разрешения можно получить в одном месте и в сжатые сроки.

Фото: Д. Чиркова / Народное слово

 

— Долгое время не могла устроить внучку в детский сад, — говорит Сайёра Фазилова, проживающая на массиве Куйлюк Мирабадского района. — Обратившись по месту жительства, получили ответ, что в детском саду уже не осталось мест. Направились в районный центр по оказанию государственных услуг. Проблема решилась на месте в течение двух часов. 

Все больше граждан осознают выгоду обращений в подобные центры. Если только в прошлом году было оказано 120 тысяч госуслуг, то по итогам текущего года этот показатель вырос в 35 раз и составил порядка пяти миллионов. Повысилось и число посещений. Раньше в центры госуслуг в среднем в день приходило 20—30 граждан, сейчас уже до 600—800 человек. 

— Это налагает большую ответственность на самих сотрудников центра, — подчеркивает директор Мирабадского районного центра государственных услуг Диёр Абидов. — Ведь непосредственно от их работы зависит, насколько быстро, полно и качественно смогут оказывать госуслуги, насколько посетители и клиенты будут осведомлены о последних актуальных изменениях в законодательстве, реализуемых реформах. С этой целью ведется информационно-разъяснительная работа среди работников центра, для них на постоянной основе организуются семинары и курсы повышения квалификации. 

Одно дело — города и крупные районные центры, где у населения больше возможностей и доступа к госуслугам. А как быть гражданам, проживающим на периферии? Для них открываются филиалы центров в отдаленных сельских населенных пунктах. Ими оказано более пяти тысяч госуслуг. В настоящее время в республике ведется строительство современных инновационных центров, где будут созданы все условия для соответствующего технического обеспечения, а самое главное, максимальные удобства для посетителей. Ко всему на регулярной основе организуются выезды на места. Благодаря мобильным бригадам в текущем году оказано более 93,9 тысячи госуслуг. 

Принимаемые меры, несомненно, имеют важное значение, но по-настоящему эффективными и полноценными они станут при активном внедрении информационно-коммуникационных технологий в работу агентства. Запущен телеграм-канал, посредством которого можно получить всю необходимую информацию о предоставляемом сервисе. Разрабатывается мобильное приложение, через которое граждане также смогут в полном объеме воспользоваться госуслугами. В числе важных ИКТ-новшеств — поэтапное оснащение всех городских и районных центров специализированными инфокиос¬ками, где посетитель может самостоятельно, без помощи сотрудника центра, получить необходимые услуги. В дальнейших планах — установка таких инфокиосков в оживленных, многолюдных общественных местах — на вокзалах, рынках, остановках, в торговых комплексах. 

Упрощение механизма оказания населению госуслуг по принципу «Двигаются документы, а не граждане» позволит на деле воплотить идею «Не народ служит государственным органам, а государственные органы должны служить народу».

Саидазиз ШОРАСУЛОВ

11.12.2018

полезные ресурсы