Стратегия действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годы
Ответ на глобальный вызов: опыт Узбекистана

Вспышка нового типа коронавируса во всех отношениях стала чрезвычайной ситуацией международного значения. Она рассматривается многими экспертами как самый масштабный социальный и экономический кризис со времен Второй мировой войны.

Окончательные последствия для мировой политики и экономики пока еще трудно предсказать. Однако, как заметил бывший Госсекретарь США Генри Киссинджер, пандемия коронавируса навсегда изменит мировой порядок, политические и финансовые потрясения могут продолжаться в течение нескольких поколений. С этим определенно трудно поспорить, пандемия COVID-19 во многом разделила жизнь миллионов людей на до и после.

Масштабы распространения вируса за сравнительно короткое время поражают и заставляют менять мнение даже скептиков. География COVID-19 — 216 стран и территорий, число инфицированных — более 2,7 миллиона человек, жертв — свыше 190 тысяч.

Для всех нас эпидемия стала «черным лебедем», критическим событием, которое невозможно предсказать, но тем не менее коренным образом меняющим ход истории. Ни одно государство мира не было полностью готово ни к эпидемиологическим, ни к экономическим вызовам COVID-19. Вирус показал уязвимость всех стран независимо от их территории, достатка, государственной мощи.

Не стал исключением и Узбекистан. 15 марта в Ташкенте зафиксирован первый случай заражения. При этом стремительное шествие вируса по другим странам дало Узбекистану шанс присмотреться к зарубежному опыту, сделать соответствующие выводы.

Эта возможность не была растрачена впустую. Меры реагирования, предпринятые Президентом Узбекистана, стали не просто тактическим ответом на угрозу распространения коронавирусной инфекции, а воплотились в продуманную и целостную стратегию, включающую систему долгосрочных решений медицинского, экономического и социального характера.

Только за последний месяц Президент Узбекистана провел 14 видеоселекторных совещаний, посвященных реализации мер по сдерживанию коронавирусной инфекции, минимизации негативного влияния пандемии на отрасли национальной экономики, определению приоритетных и адресных мер поддержки широких слоев населения. По этим вопросам главой государства подписаны два указа и семь постановлений.

В чем же заключается суть стратегии руководства Узбекистана по противодействию вызовам пандемии COVID-19?

Во-первых, в условиях отсутствия вакцины и доказанного эффективного лечения Узбекистан выбрал наиболее очевидный путь сдерживания пандемии — блокирование всех путей передачи вируса за счет самоизоляции граждан и социального дистанцирования, активного проведения мероприятий по выявлению и локализации больных.

ВОЗ подчеркивает, что самый главный принцип борьбы с пандемией — держать ситуацию под контролем, выявлять и локализовывать источники распространения болезни. Иными словами: чем быстрее все случаи болезни будут обнаружены, проверены и изолированы, тем легче будет обуздать вирус.

Благодаря строгим и объективно необходимым ограничениям, которые действуют сейчас, удалось избежать взрывного и неконтролируемого роста заболеваемости.

Примером эффективности такого подхода служит «китайская модель». Принятые жесткие меры позволили КНР в корне переломить негативные тенденции, остановить эпидемию, начать процесс возвращения к обычной жизни.

Стоит отметить, что многие страны упустили возможность локализовать пандемию на раннем этапе. Вопреки призывам ВОЗ, они не признавали всю серьезность ситуации. Мы видим, к каким последствиям это привело. К сожалению, ежедневные потери граждан, исчисляемые в сотнях и тысячах, стали для многих стран закономерным явлением.

Во-вторых, действия на опережение позволили снизить давление на систему здравоохранения. У медиков появилось драгоценное время для наращивания свое­го потенциала, переориентации мощностей, установления контроля над распространением COVID-19. Для оказания квалифицированной медицинской помощи гражданам, помещенным на карантин, в Уртачирчикском районе Ташкентской области оперативно возведена карантинная зона на десять тысяч мест. В столичной области завершается строительство двух инфекционных больниц на пять тысяч мест. В Сурхандарьинской, Наманганской и Навоийской областях начато оснащение модульных клиник на тысячу мест каждая, а также карантинных пунктов.

 

Идет налаживание производства собственных аппаратов искусственной вентиляции легких и наркозно-дыхательных аппаратов. Планируется также запуск местного производства тест-систем на коронавирус. Обеспечено беспрерывное производство медицинских масок. В резуль­тате суточный выпуск этой продукции удалось довести до 4 миллионов 500 тысяч единиц. Узбекистан одна из немногих стран, где не наблюдается дефицита масок. Благодаря предпринятым мерам лечение происходит не в авральном режиме, а планомерно, путем дальнейшего направления больных на реа­билитацию. Организована 

14-дневная ротация медицинского персонала, успевающего пройти реабилитацию и отдых для эффективного восстановления сил. Для многих государств это непозволительная роскошь.

 

Было принято постановление Президента Узбекистана, направленное на социальную поддержку медицинских работников. Введены ежемесячные поощрительные выплаты медикам в размере от пяти до 25 миллионов сумов, а также от 100 до 250 миллионов сумов в случае заражения. Государство не оставляет своих героев и пытается по возможности вознаградить за неоценимый труд. Как результат, Узбекистана не коснулись печальные примеры массовых увольнений медработников или их выхода на улицы в попытках обратить на себя внимание властей.

В-третьих, предприняты беспрецедентные меры по минимизации негативных последствий текущего кризиса на экономику и благосостояние граждан.

Создан Антикризисный фонд в объеме десяти триллионов сумов, средства которого направляются на социальную поддержку граждан и обеспечение устойчивого функционирования отраслей экономики. В частности, из Антикризисного фонда 500 миллиардов сумов выделены для выдачи льготных кредитов предпринимателям. В Фонд общественных работ перечислено 200 миллиардов сумов для адресного создания временных рабочих мест для населения. Кроме того, реализуется специальная программа расширения строительства объектов инфраструктуры, что обеспечит создание многих десятков тысяч рабочих мест, особенно в сельских районах. Для отраслей экономики, наиболее пострадавших от пандемии (туризм, транспорт, отрасль услуг и другие сферы), предоставлены налоговые каникулы, отсрочки по уплате счетов за коммунальные услуги. По многим видам налогов до 1 октября предоставлены льготы в виде отмены или снижения ставок.

Понимая трудности своих клиентов — предпринимателей и населения — банки предоставляют отсрочки по привлеченным кредитам, автоматически продлевают депозиты. Многие предприниматели воспользовались в условиях «замораживания» экономической активности кредитами на пополнение оборотных средств.

Без внимания не остались и социально уязвимые категории граждан. В этом вопросе проявилось эффективное партнерство государства и гражданского общества. Во всех регионах созданы соответствующие центры по координации помощи. К работе в них привлечены около 18,5 тысячи волонтеров Союза молодежи Узбекистана. На сегодняшний день ими уже оказана безвозмездная помощь около 229 тысячам нуждающихся семей.

В целях адресной поддержки социально уязвимых слоев населения Президентом Узбекистана выдвинуто предложение о создании общенародного движения «Доброта и поддержка». Лидер страны призвал предпринимателей добровольно взять на себя бескорыстную обязанность активно оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. Государство предоставит таким предпринимателям компенсации через льготы и преференции по налогам, лизингу, кредитам, доступу к необходимым ресурсам. Ожидается, что правительство примет отдельное постановление по господдержке предпринимателей, оказывающих благотворительную помощь. Как заявил заместитель Премьер-министра Джамшид Кучкаров, каждый потраченный предпринимателем сум будет компенсирован государством.

Данная модель, предусматривающая не принуждение, а стимулирование социальной ответственности бизнеса, широко принята в мире и уже доказала свою результативность. По данным ведущей международной благотворительной организации «Chari­ties Aid Foundation», предприниматели на 12 процентных пунктов больше жертвуют на благотворительные цели, если они пользуются соответствующими налоговыми льготами и другими пре­ференциями.

Более того, в отличие от «вертолетных денег», которые создают риски разгона инфляции и увеличения дефицита бюджета, предложенная Президентом модель позволит не просто помочь реально нуждающимся людям, а простимулировать их экономическую активность. Предприниматели, работающие на той или иной территории, лучше бюрократии в центре знают о реальном положении дел на местах, могут адресно помочь не просто деньгами, а создать рабочие места, предоставить безработным необходимое сырье для запуска производства товаров и услуг. Помощь помощи рознь, и в ней нуждаются не все, здесь важен точечный и максимально эффективный подход.

Понятно, что волевое решение в целях борьбы с коронавирусом значительно снизить экономическую активность в стране, принять широкие антикризисные меры далеко не простое. Государство несет колоссальные издержки, испытывает существенную нагрузку на бюджет. Только из-за переноса уплаты земельного налога и налога на имущество для физических лиц поступления по ним сократились в три раза. Текущая ситуация также вынуждает пересматривать бюджет, перенаправлять и сокращать многие статьи расходов, откладывать реализацию некоторых планов.

 

Главное остается неизменным — защита здоровья граждан, выполнение взятых на себя социальных обязательств. Как заявил Президент Шавкат Мирзиёев, «Мы задействуем все силы и возможности, будь то внутри страны или за ее пределами, в борьбе с этим вызовом. Ни один человек, ни одна семья в нашей стране не долж­ны остаться без внимания и заботы государства и общества». Именно поэтому разработанная главой Узбекистана стратегия поддерживается абсолютным большинством граждан. По данным Центра изучения общест­венного мнения «Ижтимоий фикр», 92,3 процента опрошенных полностью одобряют меры, предпринимаемые властями по противодействию коронавирусу. Более того, поч­ти треть респондентов — 27,1 процента, выступают за усиление противоэпидемиологических мероприятий. По их мнению, необходимо повысить требования личной ответственности граждан за несоблюдение правил карантина.

 

Население не просто поддержало усилия руководства страны, но и широко откликнулось на призыв соблюдения карантинного режима. Граждане нашей страны стали самыми дисциплинированными на постсоветском пространстве. Узбекистан лидирует в рейтинге самоизоляции среди стран СНГ, представленном интернет-ресурсом «Яндекс». Приведенные числа не просто статистика, это — показатель уровня доверия населения власти, признание движения в верном направлении. Без поддержки граждан, без всеобщего понимания важности происходящего никакой карантин не будет эффективным.

Вместе с тем необходимо помнить, что любой кризис — явление проходящее. В настоящее время специалисты прорабатывают поэтапное смягчение карантинных ограничений в регионах, где не были выявлены случаи коронавируса или эпидемиологическая обстановка улучшилась. Планируется разрешить все виды строительных работ при условии полного соблюдения правил профилактики и гигиены. Данная сфера обеспечивает работой 1 миллион 325 тысяч человек и поддерживает занятость в других отраслях.

В этих условиях не менее важную роль, чем соблюдение карантина, будет играть процесс выхода из него. Пример Китая опять же показывает, что в данном деле не может быть спешки. Как заявил Президент Узбекистана, все необходимо делать с умом, по согласованию с районными Кенгашами народных депутатов, представителями народа. Важно не расслабляться, не терять бдительность, продолжить мобилизацию всех ресурсов для преодоления вызова, достойно выдержать обрушившиеся на нас испытания.

Главное уже сделали: предпринятые меры позволили избежать худшего сценария, предотвратить бесконтрольный всплеск числа заболевших, обеспечить стабильность системы здравоохранения. Болезнь еще не побеждена, но нет сомнений, что мы на верном пути.

 

 

Элдор АРИПОВ,

директор Института стратегических 

и межрегиональных исследований 

при Президенте Республики Узбекистан

25.04.2020

Решенные обращения

Тип классификации обращенияСпособ направленияДата принятияДата рассмотренияРегион
Ишсиз деб эътироф этиш ва ишсизлик нафақасини тайинлашИшонч телефони12 Февраль 202421 Февраль 2024Республика Каракалпакстан
Йўл, унга қарашли йўлак, лоток, ариқ ва бошқаларнинг талабга мувофиқ эмаслигиИшонч телефони26 Октябрь 202323 Февраль 2024Ташкентская область
Муҳтожларга бир марталик моддий ёрдамИшонч телефони27 Январь 202424 Февраль 2024Бухарская область
Суриштирув, терговга қадар текширув ва тергов ҳаракатларидан норозиликВеб-сайт14 Февраль 202420 Февраль 2024Джизакская область
Шахсий жамғариб бориладиган пенсия ҳисобварағига (ИНПС) оид масалаларИшонч телефони20 Февраль 202423 Февраль 2024Самаркандская область
Янги мактаб ташкил этиш, мактабга қўшимча иншоотлар қуришИшонч телефони17 Ноябрь 202327 Февраль 2024Ташкентская область
Ҳомиладорлик ва туғиш таътилига (декретга) чиқиш, таътил даврида тўланадиган нафақаИшонч телефони19 Февраль 202426 Февраль 2024Сурхандарьинская область

полезные ресурсы